23 ЯНВАРЯ 2014 Креативная индустрия выбирает мультиформатные офисы
На рынке современной офисной недвижимости появляется новая ниша, ее направление задают люди, занимающиеся интеллектуальной и творческой деятельностью. В основе организации рабочего пространства которых лежат принципы мобильности по всему миру или объединения жилья и работы, отмечают эксперты «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».
Людей интеллектуального и творческого труда объединяют следующие сферы деятельности: ТВ, кино и радио, музыка и продюсирование, IT-технологии, дизайн, архитектура и урбанистика, рекламный и издательский бизнес и др.
Организация рабочего пространства у представителей креативного класса обычно формируется по одному из двух вариантов, в основе которых лежат принципы мобильности по всему миру или объединения жилья и работы.
Первый вариант характерен для людей, чей образ жизни связан с постоянными передвижениями по миру и стране. Их «мобильным офисом» является, как правило, ноутбук или планшет, а в случае необходимости они могут воспользоваться коворкинг-центром или бизнес-клубом.
Другой части профессионального креативного сообщества необходима постоянная среда обитания для активной интеллектуальной деятельности без жестких временных рамок, которая бы выполняла смешанные функции - общественную, деловую и жилую. Людям, в особенности творческим, сложно разделить работу и дом, и они нуждаются в неком универсальном интеллектуально-жилом комплексе.
Комплексных проектов недвижимости, объединяющих пространство для решения деловых, творческих, культурных и семейно-бытовых задач на рынке пока нет. В некоторых компаниях есть спальные места для сотрудников, тренажерные залы и другие элементы «нерабочей» инфраструктуры, но пока эволюция формата в нашей стране находится в самом начале пути.
«Логично предположить создание подобных интеллектуально-жилых комплексов, например, на базе АртКвартала, объединяющего основные творческие площадки Москвы (Центр дизайна и архитектуры Artplay, Центр современного искусства «Винзавод», бизнес-центр «Арма-завод», Гоголь-центр), где работает большое количество представителей креативной индустрии», - размышляет Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».
Для девелоперов проект создания интеллектуально-жилых центров на базе бывшей промышленной застройки имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Редевелопмент промышленных объектов является менее затратным и окупается быстрее, чем новое строительство - при хороших условиях за 5-7 лет.
«Дополнительным преимуществом является то, что в проекте, как правило, не нужно прокладывать инженерию, уже есть подключение к сетям и решены транспортные вопросы, - говорит Елена Мишина. - Сложности обычно связаны с состоянием строений и сетей, которые могут находиться в ветхом и аварийном состоянии. Также необходимо учитывать нестандартные требования «креативных» арендаторов к планировке, дизайну и ремонту помещений, которые объясняются творческой спецификой компаний».
«Со стороны работодателей организация подобных комплексов выгодна, так как способствует повышению эффективности сотрудников. Поэтому крупные компании могут инвестировать средства в их создание, - рассуждает Елена Мишина. - И вполне вероятно появление в Москве корпоративных жилых комплексов, а в Подмосковье - «Силиконовых долин». |