29 ИЮЛЯ 2014 Охота на пешеходов
В сфере торговли давно ходят ужастики о спаде посещаемости магазинов на улицах Москвы и массовой миграции покупателей в онлайн. Чтобы удержаться на плаву и заманить клиентов, операторы стрит-ритейла вынуждены придумывать новые фишки и форматы.
В едином порыве
Где только не успел засветиться формат торговли «по единой цене». Впервые отечественный покупатель столкнулся с ним много лет назад на вещевых рынках и развалах. Намного позже в более цивилизованном варианте концепция перекочевала в галереи торговых центров. И вот теперь она пришлась по душе операторам стрит-ритейла. Долгое время монополистом этой идеи была сеть Fix Price, однако сейчас на рынке появились минимум два новых бренда — «Заодно» и «Матрешка».
Антон Белых, управляющий партнер DNA Realty, считает, что в Московской области и регионах операторы этого плана могут очень хорошо прижиться. В столице (в частности, в спальных районах) также будет спрос на формат. Однако пока, увы, эти игроки не готовы работать по рыночным ставкам, что существенно ограничивает пространство для деятельности. Сейчас они предпочитают снимать цокольные или подвальные этажи площадью от 200 до 600 кв. м. Ставки аренды находятся в диапазоне от 150 до 800 долл./кв. м/год.
Прямо с грядки
На смену рынкам и фермерским лавкам приходят комбинированные форматы: мелкие предприниматели объединяются и снимают площади, добиваясь эффекта синергии от работы соседних секций. Например, в этой концепции активно развиваются У «Избенка», «Сетунь», «Сгомонь», «Мясницкий ряд». По сути, покупатель попадает в супермаркет продуктовых товаров, где представлен широкий ассортимент свежих продуктов. Такому магазину уже необязательно находиться на первой линии — о его существовании все равно будут знать местные жители, была бы адекватная цена и надлежащее качество.
Подобные объекты могут занимать 30-100 кв. м, иногда 200-300 кв. м при управлении единым оператором. Ставки на помещения разнятся от 0,6 до 3 тыс. долл./кв. м/год.
Меньше, да лучше
Руслан Исхаков, консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield, к числу наиболее перспективных причисляет формат «супермаркет мини» (250-350 кв. м) с арендной ставкой около 1,5 тыс. долл./кв. м/год (максимум 2 тыс.). Предпосылкой к его развитию послужила политика столичных градоначальников, связанная с увеличением пешеходных зон и уменьшением парковочных мест.
Впервые компактные сетевые магазины площадью от 150 кв. м были опробованы компанией «Экспресс-Ритейл» («Перекресток-Экспресс»). Сегодня такую концепцию примеряет на себя «Азбука Вкуса», собирающаяся открыть магазины под вывеской АВ Daily площадью от 150 до 350 кв. м в престижных районах Москвы.
Эксперты говорят о возможности интеграции в формат мини-пекарен, книжных магазинов, цветочных базаров.
Дорогу покупателю!
С развитием интернет-торговли пункты выдачи товаров активно вошли в обиход стрит-ритейла. Такой формат взяли на вооружение «Ситилинк», «Эльдорадо», «Юлмарт», Enter, «Технопарк», «М.Видео», «Белый ветер», «Связной» и многие другие операторы в сегменте электроники и бытовой техники.
У арендаторов таких помещений есть важные преимущества: они не требовательны к высокому пешеходному трафику, им необязательно находиться на первой линии домов. Были бы удобными подход и подъезд — а покупатель дорогу найдет. Впрочем, пункт выдачи не должен находиться далеко от метро или остановок городского транспорта. Оптимально, если он обслуживает сразу несколько микрорайонов. Площадь пункта выдачи может находиться в диапазоне от 30 до 100 кв. м.
Цифровые товары — не единственный прогрессирующий сегмент интернет-торговли, нуждающийся в пунктах выдачи. Не отстают и такие хорошо раскрученные интернет-магазины одежды и обуви, как Wildberries, Lamoda и др. Однако спрос здесь пока недостаточно высок.
Удачная комбинация
Современные форматы торговли могут сочетать в себе сразу несколько концепций, что дает синергетический эффект. Иногда дело доходит до скрещивания банка и кофейни. Как объясняет для журнала «Недвижимость & цены» Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость», подобное соседство уже обыграно банком «Открытие» и кафе «Старбакс». После удачного дебюта появились планы на текущий год запустить до десятка таких заведений. Арендные ставки могут составить 1,5-4,5 тыс. долл./кв. м/год в центре и 0,8-1,5 тыс. долл./кв. м/год на периферии.
По словам экспертов, для мини-отделения банка подойдет площадь 100-200 кв. м на первой линии. Кофейня может занять столько же. Поэтому на общее помещение требуется 300-500 кв. м. Найти такую вакантную площадь в проходимых местах проще, чем более ликвидные боксы с отдельным входом до 150 кв. м.
Встречаются также совместные отделения банков и страховых компаний. Обеим структурам не требуется много места, а операционные издержки очевидным образом сокращаются.
Как отмечает А. Белых, в связи с ростом популярности безналичной формы финансовые структуры взяли курс на уменьшение площадей: «Если раньше считалось, что банки берут огромные площади от 150 до 500 кв. м, то сейчас они готовы довольствоваться 30- 70 кв. м. Среди них «Тройка-Банк» (итог слияния банков КРК, БРК и М-Банка), «Лето Банк» (дочка ВТБ), «Стратегия» и некоторые другие. Сокращение площади позволяет брать более дорогие помещения в местах высокого пешеходного трафика».
Пункты выдачи получили распространение в сегменте электроники и бытовой техники, которую проще всего покупать через Интернет. Например, «Связной» имеет такие точки практически в каждом районе Москвы. Проявляют интерес к формату и «Технопарк», «М. Видео», «Белый ветер». В небольших магазинах можно получить как ранее оплаченный товар, так и приобрести имеющийся на полках ассортимент или же сделать заказ прямо на месте.
Недвижимость & цены |