26 МАРТА 2015 Нежилые помещения в новостройках как массовый сегмент бюджетной коммерческой недвижимости
Лидером сегмента бюджетной коммерческой недвижимости на протяжении многих лет остаются нежилые помещения в домах. В зависимости от суммы инвестиций, минимальный размер которой на рынке коммерческой недвижимости составляет 10 млн рублей, можно выбрать либо нежилое помещение в новостройке либо квартиру на вторичном рынке, переведенную в нежилой фонд.
Нежилые площади в новых домах, даже с учетом существующего переизбытка предложения в некоторых районах, пользуются большей популярностью, поскольку планировки и конфигурация помещений зачастую лучше, выбор больше, а наличие профессиональной управляющей компании и возможность добиться дисконта добавляют преимуществ.
Что предлагает рынок
В настоящее время квартиры на первых этажах не пользуются популярностью у покупателей, поэтому застройщики предпочитают оставлять их под нежилые помещения. Основной объем коммерческих площадей на первичном рынке предлагается в районах массовой типовой застройки. Девелоперы стараются все первые этажи отдать под помещения свободного назначения (ПСН) без разделения на торговые, офисные блоки, бытовые услуги и т. д.
«Арендный бизнес, как правило, не входит в сферу интересов девелопера. Его задачей и источником дохода является продажа помещений, поэтому все площади, в том числе и коммерческого назначения, продаются, а не сдаются в аренду. При этом профиль оператора, который будет в последующем арендовать помещение, не имеет значения для девелопера. Основной вопрос, который стоит перед ним - определить оптимальный размер блока, который будет востребован потенциальным арендатором и частным инвестором», - комментирует генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Александр Болотов.
По словам Софьи Лебедевой, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки», сейчас в абсолютно всех строящихся комплексах первые этажи отведены под площади коммерческого назначения. В крупных строящихся объектах Московской области нежилые помещения на первых этажах помогают восполнить недостающую инфраструктуру района и дополнительно привлечь покупателей. Зачастую застройщик предлагает в жилом комплексе такую социальную инфраструктуру как школы, детские сады и поликлиники, а вот недостаток бытовой инфраструктуры уже компенсируют арендаторы коммерческих площадей на первых этажах.
При этом может существовать сложность реализации коммерческих площадей при большой массовой застройке микрорайона. Получается переизбыток помещений под объекты инфраструктуры, которые остаются невостребованными. При сдаче некоторых помещений под офисы, уровень арендных ставок будет существенно ниже, чем на торговые помещения.
Основными покупателями и арендаторами нежилых помещений в жилых комплексах являются инфраструктурные операторы, ориентированные на жильцов данного комплекса.
«При этом портрет арендатора зависит от класса жилого комплекса. В экономклассе в основном открываются магазины, салоны красоты и аптеки. Жители комплексов бизнес-класса более взыскательны, поэтому на первых этажах открываются банки, нотариальные конторы, спортивные и СПА-центры и даже антикварные магазины. Также в сегменте бизнес-класса очень востребованы небольшие частные школы и центры образования», - комментирует Софья Лебедева.
Единственное исключение, по словам Александра Болотова, - расположение комплекса в шаговой доступности от метро на первой линии домов. В этом случае потенциальными арендаторами и покупателями помещений зачастую являются различные сетевые компании, открывающие свои заведения. Среди них отделения банков, салоны связи, кондитерские, книжные магазины. При этом ориентация происходит не на жителей дома, а на людской трафик, формирующийся вблизи метро.
«Формирование стоимости продажи площадей носит индивидуальный характер в зависимости от объекта и девелопера. Стандартный подход предполагает ориентацию на стоимость квадратного метра жилья. В то же время, при хорошей локации и наличии высокого покупательского потока, стоимость первых нежилых этажей будет дороже жилых помещений, - объясняет Александр Болотов. Например, в ЖК «Life-Митинская ecopark» (вблизи станции метро «Митино»), стоимость квартир начинается от 118 тыс. руб. за кв. м, а цена нежилых помещений стартует от 200 тыс. руб. за кв. м. (разница в цене объясняется близостью метро, крупных магистралей и количеством жителей). Обратный пример - ЖК «МПИ», который расположен в 2 км от станции метро «Бабушкинская». При стоимости жилья там на уровне 210-215 тыс. руб. за квадратный метр, ставка продажи помещений свободного назначения составляет 167 тыс. руб. за квадратный метр». |